15:51 Крестовоздвиженская часовня (Ижевск) |
Исторические сведенияПо современным источникам автор — архитектор М.И. Коковихин. Сооружена в 1879-1885 годах на месте, где по преданию в 1879 году был найден «большой серебряный с позолотой непрестольный крест», зарытый в лесу в 1774 году перед вступлением Е. Пугачева в Ижевский завод. В советское время, часовня, окруженная деревянными пристройками, использовалась под школьные мастерские. После постройки нового школьного здания в 1960 году часовня была освобождена от деревянный пристроек. В 1996 году была освещена, используется как храм.
ПерестройкиВ советское время была утрачена главка. Пробиты окна - два в северном рукаве и по одному в восточном и южном. Оконные проемы северного и южного рукавов были растесаны и обращены в проходы, через которые часовня соединялась с пристройками. В 1990-е годы часовня была восстановлена.
Описание памятникаВ XIX веке часовня располагалась за пределами поселка Ижевского оружейного завода, на «Соловьевских» полях (название по фамилии владельца покосов). В настоящее время она находится в центральном районе в глубине современной застройки поблизости от Арсенала.
Небольшое крестообразное здание увенчано восьмериком с шатровым завершением. Средокрестие часовни перекрыто сомкнутым сводом на парусах с декоративной разделкой в интерьере. Рукава креста перекрыты полуцилиндрическими сводами и, за исключением западного, они имеют сквозные арочные проемы по торцам. В однотипном, декоративном оформлении использованы арки, карнизы с сухариками, лопатки по углам, завершения в виде кокошников, круглые слуховые окна. Восьмерик оформлен чередующимися арочными проемами и нишами с кокошниками над карнизом. Основное помещение и восьмерик сообщаются между собой только через небольшой лаз в своде западного рукава. Оригинальных росписей нет. Часовня выполнена из красного кирпича 25х12х7 см., на бутовом ленточном фундаменте. Внутри оштукатурена, снаружи побелкой выделены декоративные элементы. Кровля железная.
Ширина и длина по осях - 10,3 метра.
Общая характеристика значимости памятникаОбразец свободного варьирования исторически сложившимися формами в русской архитектуре в сочетании с однотипными унифицированными деталями, характерный для архитектуры конца XIX века. Источники:
|
|
Похожие материалы: |
Всего комментариев: 0 | |